Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Семенистая Татьяна Валерьевна

+7(918)-580-44-22

Кафедра техносферной безопасности и химии - Доцент

г. Таганрог, ул. Чехова 2, корпус "И"

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/semenistayatv
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/semenistayatv
Сайт:
-

Звание: доцент

Степень: Кандидат химических наук

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. Герцена в Санкт-Петербурге (01.09.1993 - 30.06.1998)
    факультет химии
    Учитель химии. Учитель английского языка.
  • послевузовское образование: Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. Герцена в Санкт-Петербурге (01.10.1998 - 22.06.2003)
    аспирантура факультет химии
    кандидат химических наук
  • повышение квалификации: ЮФУ (15.10.2008 - 15.04.2009)
    "Английский язык для профессиональных целей"
  • повышение квалификации: ЮФУ (01.10.2009 - 15.12.2009)
    "Современные технологии обучения"
  • повышение квалификации: ЮФУ (14.04.2015 - 30.05.2015)
    "Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетентность преподавательского корпуса"
  • повышение квалификации: ЮФУ (05.10.2015 - 23.10.2015)
    "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами"
  • повышение квалификации: ЮФУ (18.02.2016 - 07.04.2016)
    "Проектирование и механизмы реализации основных образовательных программ"
  • повышение квалификации: ЮФУ (27.11.2017 - 11.12.2017)
    "Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя"
  • повышение квалификации: ЮФУ, Академия психологии и педагогики (24.01.2018 - 26.04.2018)
    "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации образовательных программ в Южном федеральном университете"
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО ЮФУ (18.06.2018 - 30.06.2018)
    "Оказание первой доврачебной помощи"
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" (16.06.2018 - 25.06.2018)
    "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Дата начала общего стажа: 18.11.1997

Стаж по специальности (в годах): 10

Преподаваемые дисциплины:

  • Коллоидная химия
    Цели освоения дисциплины "Коллоидная химия" является повышение химической и экологической грамотности студентов. В плане становления научного мировоззрения студентов, будущих инженеров-экологов, изучение дисциплины способствует углублению представлений об основных закономерностях процессов в биосфере, как основы технологий защиты окружающей среды, что является необходимым фундаментом для лучшего понимания экологии. Данный курс будет также способствовать формированию у студентов экологического мировоззрения и воспитанию способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны природы, что весьма актуально в период экологического кризиса и современных изменений климата. Задачи: - изучить физико-химических аспектах возникновения, существования, разрушения грубо- и высокодисперсных систем; - способы получения гетерогенных дисперсных систем (золей, аэрозолей, пен, эмульсий); - изучить свойства гетерогенных дисперсных систем (золей, аэрозолей, пен, эмульсий); - изучить законы и теории, отражающие электрокинетические явления; устойчивость дисперсных систем (седиментация в дисперсных системах, термодинамические и кинетические факторы агрегативной устойчивости); - изучить процесс мицеллообразования; механизмы образования и строение коллоидных частиц, строение двойного электрического слоя; - изучить поверхностные явления: адсорбция, смачивание и капиллярные явления (адсорбция на гладких поверхностях и пористых адсорбентах, капиллярная конденсация); адгезия и смачивание. Учебная дисциплина "Коллоидная химия" относится к базовой части ОП по направлению 20.03.01 "Техносферная безопасность" профиль "Защита окружающей среды".
  • Управление техносферной безопасностью
    Цели освоения дисциплины (модуля): целями освоения дисциплины "Управление техносферной безопасностью" является формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в области управления техносферной безопасностью и в области управления качеством окружающей среды, а также знания организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях, необходимые для научно обоснованного экологического управления деятельностью производственных организаций, функционирующих в условиях формирования цивилизованных рыночных отношений. Учебная дисциплина "Управление техносферной безопасностью" ; обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучение дисциплины способствует формированию представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека и окружающей среды. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях. Задачи: ; вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: ; создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; ; идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; ; анализировать состояние и процессы в техносфере на различных уровнях управления (предприятие, отрасль, регион, страна); ; выявлять и анализировать чрезвычайные ситуации и катастрофы природного, техногенного и социального характера; ; моделировать процессы управления устойчивым инновационным развитием в техносфере; ; прогнозировать возможные варианты развития процессов в техносфере; ; реализовывать проектный подход к управлению в техносфере; ; организовывать управление устойчивым инновационным развитием в техносфере на различных уровнях; ; реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; ; принятия решений по защите производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий. Также в задачи изучения дисциплины входит: - изучить организационные, экономические методы управления техносферной безопасностью на государственном, региональном и местном уровнях; - изучить методы экономических расчетов при оценке ущербов и технико-экономическом обосновании мероприятий по повышению техносферной безопасности. - изучить методы рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания. Учебная дисциплина "Управление техносферной безопасностью" относится к вариативной части ОП по направлению 20.03.01 "Техносферная безопасность" профиль "Защита окружающей среды".
  • Теория горения и взрывов
    Цели освоения дисциплины "Теория горения и взрыва" заключаются в приобретении студентами теоретико-прикладных знаний, формируемых на основе научно и методически подготовленных к восприятию сведений, которые должны обнаруживаться в умениях проводить качественные и количественные оценки показателей горения и взрыва в техносфере, необходимые при решении проблемы безопасности. Задачи: - приобрести знания о горении и взрыве; - ознакомиться с теориями теплового и цепного взрыва, зажигания и распространения пламени, детонации и ударных волн; - изучить условия возникновения и распространения горения, условия перехода горения во взрыв, параметров горения газов, жидкостей и твердых горючих материалов; - овладеть методами расчета объема и состава продуктов горения, теплоты и температуры горения, основных показателей пожарной опасности; - решать качественные и расчетные задачи применительно к материалу программы; - дать представления о теоретических основах прогнозирования условий образования горючих и взрывоопасных систем; - дать необходимые знания и умения по определению параметров инициирования горения и взрыва и оценки возможности перехода горения во взрыв; - научить анализировать потенциальную взрывоопасность смесей горючего с окислителем, определять термодинамические параметры горения и взрыва; - научить расчету давления в ударных волнах; - дать представление о прогнозировании разрушающего действия взрыва; - умение излагать фактический материал на основе теоретических представлений курса. Учебная дисциплина "Теория горения и взрыва" относится к вариативной части ОП.
  • Экологическое проектирование
    Цели освоения дисциплины: основной целью курса "Экологическое проектирование" является знакомство с требованиями к экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в проектной и предпроектной документации, обучению методам оценки воздействия на окружающую среду и проведения экологической экспертизы. Учебная дисциплина "Экологическое проектирование" ; обязательная общепрофессиональная дисциплина, которая призвана познать подходы к экологическому проектированию (состав проектной документации, практика проведения экологического проектирования), основные методы оценки воздействия на окружающую среду, механизм проведения экологической экспертизы. В плане становления научного мировоззрения студентов, изучение дисциплины способствует углублению представлений о неживой природе и формированию представлений об основных природных процессах и явлениях. Данный курс будет также способствовать формированию у студентов научного и экологического мировоззрения в процессе проектирования и проведения экологических экспертиз и воспитанию способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения ведения хозяйственной деятельности. Задачи: - развитие у студентов экологическое мышление при решении проектных задач с различными видами экологического проектирования; - приобретение основ правовых и управленческих знаний в сфере обеспечения экологической безопасности, экологической экспертизы, экологического проектирования, а также формирование навыков анализа и умений их применения по следующим вопросам: - понятие, сущность, цели и задачи экологической экспертизы и экологического проектирования; - экологическая экспертиза и экологическое проектирование как элементы системы проверки исполнения принятых проектов и решений; - принципы, методология и сфера применения экологической экспертизы и экологического проектирования; - значение введения экологической экспертизы и экологического проектирования в систему экологического контроля; - взаимосвязь экологической экспертизы с процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическим аудитом, экологической сертификацией, экологическим страхованием; - возможности экологической экспертизы при разработке инвестиционных проектов природопользования; - экологическая экспертиза в лицензионной, сертификационной деятельности; - экологическая экспертиза как значимая часть инструмента защиты финансовых интересов при утверждении и реализации различных проектов; - эффективность применения экологической экспертизы и принципов экологического проектирования при экологическом страховании, приватизации предприятий и выделении кредитов, при проверке выполнения международных обязательств в области охраны окружающей среды, при реализации процедуры банкротства экономических субъектов, при обосновании инвестиционных проектов и программ; - основы судебной экологической экспертизы. Учебная дисциплина "Экологическое проектирование" относится к к вариативной части ОП по направлению 20.03.01 "Техносферная безопасность" профиль "Защита окружающей среды".
  • Материалы пониженной горючести
    Целями освоения дисциплины "Материалы пониженной горючести" является создание определенного фундамента знаний для успешного осуществления профессиональной деятельности по минимизации техногенного воздействия на природную среду и сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. В результате изучения курса "Материалы пониженной горючести" аспиранты должны приобрести знания о полимерных материалах пониженной горючести и повышенной термостабильности, что подготовит аспирантов к научно-исследовательская деятельности в области экологической и промышленной безопасности, безопасности труда, защиты человека и природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций. Данный курс будет также способствовать формированию у аспирантов научного мировоззрения и воспитанию способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения техносферной безопасности. 20.06.01 "Техносферная безопасность" - базовая (Б2.ДВ1). Основные темы: Полимерные материалы и композиции пониженной горючести. Термоокислительная деструкция и пиролиз полимеров. Теория горения полимерных материалов. Методы исследования горючести, зависимость горючести от структуры и химических свойств полимерных материалов. Механизм действия и синтез новых высокоэффективных ингибиторов горения полимеров. Экологическая и противопожарная безопасность материалов и конструкций. Техника и методы оценки пожарной безопасности полимерных материалов.
  • Материаловедение
    Цели освоения дисциплины "Материаловедение" изучение состава, строения, технологических и эксплуатационных характеристик материалов; методов и технологий получения металлических и неметаллических материалов; зависимости свойств материалов от состава, структуры, способов обработки и условий эксплуатации, а также ознакомление с методами изготовления из рассмотренных материалов заготовок, деталей и изделий. Задачи дисциплины: - изучить методы получения материалов; классификацию и свойства современных композиционных и конструкционных материалов; - получить теоретические и практические знания в области технологий получения и обработки материалов, применения металлов, сплавов, композитов, электротехнических проводниковых сплавов, полупроводниковых, диэлектрических и магнитных материалов; - получить умения определять свойства металлов по их микро- и макроструктуре, измерять основные характеристики материалов; - получить умения выбирать материалы для определенных целей, устанавливать зависимость между составом, строением и свойствами материалов. - учитывать современные тенденции развития технологий в области обеспечения техносферной безопасности в своей профессиональной деятельности. Учебная дисциплина "Материаловедение" относится к базовой части ОП по направлению 20.03.01 "Техносферная безопасность" профиль "Защита окружающей среды". Основные темы: Предмет и содержание материаловедения. Классификация материалов. Структура материалов. Критерии оценки материалов. Физические, химические, механические, технологические, эксплуатационные свойства материалов. Структура металлов и керамик. Структура полимеров. Дефекты структуры твердых тел. Диффузия в материалах. Механические свойства материалов. Деформации и механизмы упрочнения. Разрушение материалов. Фазовые диаграммы. Фазовые превращения. Электрические свойства. Виды материалов и области их применения. Синтез, производство и переработка материалов. Композиционные материалы. Коррозия и деструкция материалов. Теплофизические свойства материалов. Магнитные свойства материалов. Оптические свойства материалов.
  • Функциональные материалы для систем безопасности
    Целью освоения дисциплины "Функциональные материалы для систем безопасности" является: получение общего представления о наукоемких материалах для систем безопасности, их свойствах, методах получения и областях применения, а также изучение научных основ создания новых приборов, их элементов и материалов для контроля окружающей среды.

Дополнительная информация:


 Семенистая Татьяна Валерьевна родилась 24.06.1976 г. в п. Хиитола Лахденпохского р-на Карельской АССР.

В 1998 г. окончила факультет химии Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. Герцена в Санкт-Петербурге. 

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию "Синтез и исследование наноразмерных фото- и электроактивных полимеров на основе комплексов Cu(II), Ni(II), Pd(II), Pt(II) с бис(салицилиден)-1,4-бутилендиамином" по специальности 02.00.01 ; Неорганическая химия.

С 2005 по 2006гг. ; работала на кафедре химии и экологии ЕГФ ТРТУ в должности ассистента.

С 2006 г. работает на кафедре химии и экологии ЕГФ ЮФУ в г. Таганроге в должности доцента.

28.05.2012 г. присвоено звание доцента по кафедре химии и экологии.


ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:синтез металлорганических полимеров и исследовании их свойств, теоретические основы и технология формирования газочувствительных материалов на основе органических и металлорганических полупроводников, исследование процессов самоорганизации при формировании нанокомпозитных материалов на основе полимерной матрицы, использование нейросетевого подхода для оптимизации технологических процессов

Семенистая Т.В. является автором более 30 статей в журналах ВАК и базы Scopus, 1 патента.

ПАТЕНТ:      По результатам научно-исследовательской работы получен патент на изобретение N 2415158 от 27.03.2011 г.

Королев А.Н., Аль-Хадрами И.С., Семенистая Т.В., Карпачева Г.П., Земцов Л.М., Логинова Т.П., Петров В.В., Назарова Т.Н. Способ получения газочувствительного материала для сенсора диоксида азота. N 2415158, заявл. 14.05.2009 г.; опубл. 27.03.2011 г. Бюл. N9

СПИСОК ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ:

1.  Cеменистая Т.В., Шагисултанова Г.А. Синтез новых комплексов Cu(II), Ni(II), Pd(II), Pt(II) и электропроводных, фоточувствительных полимеров на их основе. // Журн. неорг. хим. 2003. Т. 48. N4. с. 602-610.

T. V. Semenistaya and G. A. Shagisultanova. Synthesis of New Cu(II), Ni(II), Pd(II), and Pt(II) Complexes and Conducting Photosensitive Polymers Based on Them // Russian Journal of Inorganic Chemistry. 2003. Vol. 48, No. 4, pp. 520-528

 2. Cеменистая Т.В., Щукарев А.В., Шагисултанова Г.А. Электропроводящие и фоточувствительные полимеры на основе комплекса CuSalbn-1,4. // Журн. прикл. хим. 2003. Т. 76. N2. с. 225-230.

T. V. Semenistaya, A. V. Shchukarev, G. A. Shagisultanova. Electrically Conducting and Photosensitive Polymers Derived from CuSalbn-1,4 // Russian Journal of Applied Chemistry. 2003. Volume 76, Issue 2 , pp 217-222

 3.   Шагисултанова Г.А., Щукарев А.В., Семенистая Т.В. Возможности метода РФЭ спектроскопии при изучении структуры и свойств полимеров на основе комплексов переходных металлов с основаниями Шиффа. // Журн. неорг. химии. 2005. Т. 50. N 6. с. 991-1004.

G. A. Shagisultanova, A. V. Shchukarev, and T. V. Semenistaya. Possibilities of X-ray Photoelectron Spectroscopy in Studying the Structure and Properties of Polymers Based on Transition Metal Complexes with Schiff Bases // Russian Journal of Inorganic Chemistry. 2005. Vol. 50, No. 6, pp. 912-925. pls/rsu/docs/u/U-3001592/Folders/file/RJIC912%20Semenistaya.pdf 

4.   А. Н. Королев, Т. В. Семенистая, И. С. Аль-Хадрами, Т. П. Логинова, M. Брунс. Нанокомпозитные пленки медьсодержащего полиакрилонирила: состав, структура, морфология поверхности. // Перспективные материалы. 2010. N5. с. 52 ; 56. pls/rsu/docs/u/U-3001592/Folders/file/PM%20%E2%84%965.2010%20Semenistaya.pdf

5.  Королев А.Н., Аль-Хадрами И.С., Семенистая Т.В., Карпачева Г.П., Земцов Л.М., Логинова Т.П., Петров В.В., Назарова Т.Н. Способ получения газочувствительного материала для сенсора диоксида азота. // Бюл. 9. RU 2415158 C2. 27.03.2011 г. www.freepatent.ru/images/patents/45/2415158/patent-2415158.pdf

6.   Лу Пин, Горбатенко Ю.А., Семенистая Т.В., Воробьев Е.В., Королев А.Н. Получение чувствительных элементов сенсоров газов на основе пленок полиакрилонитрила и серебросодержащего полиакрилонитрила и определение их характеристик. // Нано- и микросистемная техника. 2011. N 9. С. 5 ; 12. www.microsystems.ru/files/full/mc201109.pdf

7.   П. Лу, В.А. Иванец, Т.В. Семенистая, Н.К. Плуготаренко. Исследование влияния структуры пленок серебросодержащего ПАН на их газочувствительность с применением теории самоорганизации, теории информации и атомно-силовой микроскопии. // Нано- и микросистемная техника. 2012. N5. С. 21 ; 28. www.microsystems.ru/files/full/mc201205.pdf

8.  М.М. Фалчари, Т.В. Семенистая, Н.К. Плуготаренко, П. Лу. Разработка технологии получения газочувствительного материала на основе ПАН с применением квантово-химических расчетов и метода Монте-Карло. // Нано- и микросистемная техника. 2013. N 8. С. 34 ; 40. www.microsystems.ru/files/full/mc201308.pdf

9. Nina Plugotarenko, Tatiana Semenistaya and Viktor Petrov. Multifractal detrended fluctuation analysis in examining surface properties of the gas-sensing metal-containing polyacrylonitrile // Modern Applied Science. 2015. Vol. 9. No. 11. P. 213-221.

10. Т.В. Семенистая, В.В. Петров, Х.Х. Калажоков, З.Х. Калажоков, Б.С. Карамурзов, Х.В. Кушхов, С.П. Коноваленко. Исследование свойств нанокомпозитных пленок кобальтсодержащего ИК-пиролизованного полиакрилонитрила // Электронная обработка материалов. 2015. Т. 51. N1. С. 9-18.

11. G. Yalovega, T. Semenistaya. Chemical Bonding Specifics of Hybrid Metal-Polymer Nanocomposites Based on Cobalt Nanoparticles and Polyacrylonitrile: X-Ray Spectroscopy Investigation // Solid State Phenomena. ; 2017. ; Vol. 257. ; P. 175-178.


МОНОГРАФИИ

 Семенистая Т.В., Петров В.В., Бедная Т.А. Энергоэффективные сенсоры газов на основе нанокомпозитных органических полупроводников. − Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013. ; 120 с.

Семенистая Т.В., Петров В.В. Металлсодержащий полиакрилонитрил: состав, структура, свойства: монография. ; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. ; 169 с. ISBN 978-5-9275-1718-3

Semenistaya T.V. Polyacrylonitrile-based materials: Properties, Methods and Applications / Advanced Materials - Manufacture, Physics, Mechanics and Applications: Series "Springer Proceedings in Physics", Vol. 175. ; Heidelberg: New York: Dordrecht: London: Springer, 2016. ; P. 61-77., ISBN 978-3-319-26324-3,  http://www.springer.com/gp/book/9783319263229 , DOI: 10.1007/978-3-319-26324-3_5

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДЫ:

1. Семенистая Т.В., Королев А.Н. Программа, индивидуальные задания и контрольные вопросы по учебной дисциплине "Коллоидная химия". ‒ Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. ‒ 38 с.

2. Семенистая Т.В., Королев А.Н. Сборник лабораторных работ по учебной дисциплине "Коллоидная химия". ‒ Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. ‒ 44 с.

3. Назарова Т.Н., Семенистая Т.В. Сборник лабораторных работ по учебной дисциплине "Химия". ‒ Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. ‒ 64 с.

4. Семенистая Т.В., Воробьев Е.В. Конспект лекций по дисциплине "Коллоидная химия". ; Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. ‒ 106 с.

5. Воробьев Е.В., Семенистая Т.В., Плуготаренко Н.К. Органическая химия: Учебное пособие. ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. ‒ 80 с.

6. Снежко Е.И., Петров В.В., Семенистая Т.В. Учебно-методическое пособие по организации и проведению практик студентов.− Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. ; 36 с.

7. Семенистая Т.В., Плуготаренко Н.К. Программа, индивидуальные задания и контрольные вопросы по учебной дисциплине "Управление техносферной безопасностью". ‒ Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. ‒ 36 с.



Учебно-методические ресурсы