Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Марченко Борис Игоревич

+7(904) 346-15-75

Кафедра техносферной безопасности и химии - Профессор

347928, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Шевченко, 2, корпус И

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/borismarch
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/borismarch

Степень: Доктор медицинских наук

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (в настоящее время - Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова) (01.09.1977 - 30.06.1983)
    санитарно-гигиеническое дело
    врач
  • повышение квалификации: ФГБОУ ВО "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения России (01.04.2018 - 25.04.2018)
    Сертификационный цикл по специальности "Эпидемиология". Удостоверение о повышении квалификации 552407322614, рег. номер 13986 от 28 апреля 2018 г. Сертификат специалиста 0155241645290, рег. номер 64673 от 28 апреля 2018 г.
    Врач-эпидемиолог высшей категории
  • повышение квалификации: ГОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава", г. Москва (10.03.2008 - 29.03.2008)
    Социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения
  • послевузовское образование: Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, совместно с институтом общественного здравоохранения Гарвардского университета, США (01.10.1997 - 30.11.1997)
    Экологическая эпидемиология и оценка риска здоровью
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" (27.11.2017 - 14.12.2017)
    "Технологии онлайн-обучения в деятельности преподавателя". Удостоверение о повышении квалификации 612405994885, рег. номер 318-22/340 от 14 декабря 2017 г.
  • повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет". ОДО ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (09.07.2018 - 31.07.2018)
    "Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования". Удостоверение о повышении квалификации 612407480546, рег. номер 476-16/351 от 17 августа 2018 г.

Дата начала общего стажа: 04.08.1983

Стаж по специальности (в годах): 12

Преподаваемые дисциплины:

  • Основы анализа экологического риска
    Целью освоения дисциплины "Основы анализа экологического риска" является формирование базовых знаний о современных концептуальных основах и методологических подходах к анализу экологических рисков как средству прогностической оценки последствий воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду с выходом на управление риском. Задачи освоения дисциплины "Основы анализа экологического риска": 1. формирование системы: - знаний об основных этапах анализа экологических рисков; - умений проведения процедуры оценки экологического риска, включая идентификацию опасности, оценку зависимости "доза ; эффект" и экспозиции, характеристику риска; - представлений о принципах организации и функционирования системы информационно-аналитического обеспечения деятельности по определению приоритетных направлений снижения экологического риска с выходом на разработку научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений; 2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды; 3. приобретение навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами; 4. обеспечение инновационного характера своей образовательной, научной и экологической деятельности; 5. развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний; 6. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
  • Мониторинг безопасности и анализ риска
    Целью освоения дисциплины "Мониторинг безопасности и анализ риска" является формирование у магистрантов в рамках специализированной подготовки углубленной системы знаний и умений: по вопросам практики мониторинга безопасности природных объектов, промышленных объектов и селитебных территорий, пожарной безопасности; в области анализа риска, включая оценку и управление рисками, принципы обеспечения безопасного взаимодействия с техносферой за счет снижения профессиональных, технических и технологических рисков до приемлемого уровня; а также формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Задачи освоения дисциплины "Мониторинг безопасности и анализ риска": • формирование теоретических знаний и практических навыков, необходимых для: идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения; разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий ЧС; прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия. • изучение основных положений современной теории и методологии анализа риска (оценка и управление рисками); • формирование у магистрантов умений и навыков, необходимых для разработки программ управления рисками, реализации эффективной практической деятельности в сфере управления рисками; • формирование компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 20.04.01 "Техносферная безопасность"; • удовлетворение потребности личности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшего образования в области защиты окружающей среды, пожарной безопасности; • сохранение и приумножение своего потенциала на основе интеграции образовательной деятельности с научными исследованиями по защите окружающей среды; • обеспечение инновационного характера образовательной, научной и экологической деятельности; • создание условий для систематического обновления содержания образования в духе новаторства, созидательности и профессионализма; • создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала каждого работника; • воспитание личностей, способных к самоорганизации, самосовершенствованию и сотрудничеству, умеющих вести конструктивный диалог, искать и находить содержательные компромиссы, руководствующихся в своей деятельности профессионально-этическими нормами; • удовлетворение потребностей общества в квалифицированных кадрах путем подготовки магистров в области пожарной безопасности, охраны труда, обеспечение кадрами новой формации потребностей промышленности и социальной сферы Южного федерального округа и России; • развитие имеющихся и установление новых плодотворных международных научных связей с государственными и общественными педагогическими и экологическими организациями и структурами; • приобретение углубленных навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами; • полноценная подготовка магистранта, позволяющая продолжить образование в аспирантуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды; • развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний; • создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
  • Экологические риски в техносфере
    Целью освоения дисциплины "Экологические риски в техносфере" является формирование у магистрантов углубленной системы знаний о взаимодействии объектов техносферы с человеком, техногенной и природной средой; об экологических рисках в техносфере, методах их анализа и оценки; о современных подходах к обеспечению безопасного функционирования техногенных систем. Задачи освоения дисциплины "Экологические риски в техносфере": 1. формирование у магистрантов целостного представления об окружающей природной среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей разнообразные природные и антропогенные воздействия; 2. формирование системных представлений о техногенных системах и их воздействии на окружающую среду, об основных опасностях, исходящих от техногенных систем, и представляющих угрозу здоровью, жизни людей, материальной сфере и окружающей среде; 3. формирование и закрепление четких представлений о методах анализа и оценки экологического риска; 4. рассмотрение и классификация наиболее существенных загрязнителей среды, методов контроля и ограничения их воздействий; 5. изучение основных положений современной методологии количественной оценки различных опасностей, оценки и управления риском; 6. приобретение углубленных навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами; 7. полноценная подготовка магистранта, позволяющая продолжить образование в аспирантуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды; 8. обеспечение инновационного характера образовательной, научной и экологической деятельности; 9. развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний; 10. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.
  • Методы и средства оценки опасностей, риска
    Целью освоения дисциплины "Методы и средства оценки опасностей, риска" является изучение современных методов и средств оценки опасностей и риска, используемых в области обеспечения техносферной безопасности. Задачи освоения дисциплины: o формирование у аспирантов теоретических знаний и умений применять современные методы и средства оценки опасностей и риска для решения задач в области обеспечения техносферной безопасности; o удовлетворение потребности личности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшей квалификации в области техносферной безопасности; o удовлетворение потребностей общества в высоко квалифицированных научно-педагогических кадрах путем подготовки аспирантов в области техносферной безопасности; o создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала каждого аспиранта.
  • Медико-биологические основы безопасности. Основы микробиологии и биотехнологии
    Цели освоения дисциплины "Медико-биологические основы безопасности. Основы микробиологии и биотехнологии" является формирование базовых знаний: о физиологических и патофизиологических механизмах взаимодействия человека с вредными и опасными факторами среды обитания, о последствиях их воздействия на организм человека, о принципах и способах защиты от опасностей; о роли микроорганизмов в окружающей среде, их морфологии и физиологии, современных направлениях биотехнологии. Задачи изучения дисциплины: 1. формирование знаний, умений и навыков в области: • медико-биологических аспектов и механизмов воздействия вредных и опасных факторов среды обитания (физических, химических, психофизиологических и биологических) на организм человека; • принципов нормирования и регламентации физических, химических, психофизиологических и биологических факторов среды обитания; • мероприятий по предупреждению экологически обусловленных, экологически зависимых и профессиональных заболеваний; • основ микробиологии и биотехнологии; 2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды; 3. обеспечение инновационного характера своей образовательной, научной и экологической деятельности; 4. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала, удовлетворения потребности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии путем получения высшего образования в области защиты окружающей среды, техносферной безопасности.
  • Современные технологии техносферной безопасности
    Цель освоения дисциплины "Современные технологии техносферной безопасности" - обеспечить специализированную подготовку в магистратуре будущих специалистов в области техносферной безопасности, по вопросам современных методов и технологических аспектов обеспечения техносферной безопасности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основы создания технологий обеспечения техносферной безопасности с использованием современных методов защиты атмосферного воздуха и воды; уметь применять современных методов защиты атмосферного воздуха и воды для создания технологических процессов, направленных на обеспечение техносферной безопасности; владеть навыками практического применения современных методов защиты атмосферного воздуха и воды для создания технологических процессов, направленных на обеспечение техносферной безопасности.
  • Методы обработки данных. Экологический мониторинг
    Цели освоения дисциплины: обеспечить специализированную подготовку студентов по вопросам теории и практики методов обработки данных и экологического мониторинга природных объектов, промышленных объектов и селитебных территорий. Задачи: - ознакомление студентов с теоретической основой и методами мониторинга; овладение учащимися знаниями о структуре и функционировании различных систем мониторинга, изучение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды, взаимоотношения природы и общества; -формирование экологической культуры личности, такого отношения к природе, которое обеспечило бы осознанное овладение знаниями и навыками, необходимыми для решения существующих экологических проблем и предупреждения новых; - проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в окружающей человека среде; знаний экономических и правовых механизмов защиты окружающей среды.
  • Морфология и анатомия человека
    Целью освоения дисциплины "Морфология и анатомия человека" является - представить организм как многоуровневую систему, каждый уровень которой связан с эволюцией живых организмов и имеет свойственные ему структуры и функции, обеспечивающие нарастающую интегрированность и устойчивость биологических видов; дать основные сведения о строении и функции систем органов человека, ознакомить студентов с принципиальными закономерностями функционирования организма, их авторегуляции и роли всех систем организма. Задачи дисциплины: - Расширить общебиологическую подготовку будущих выпускников. - Установление и описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма. - Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями. - Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей
  • Безопасность жизнедеятельности
    Целью освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является формирование: профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры) как готовности и способности использования приобретенной совокупности знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности; базовых знаний о принципах безопасного взаимодействия человека с окружающей средой в целях сохранения жизни, здоровья и работоспособности; компетентности в вопросах применения методов защиты от воздействия опасных и вредных факторов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Задачи изучения дисциплины: 1. формирование у студентов: • представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности чрезвычайных ситуаций, опасных и вредных факторах среды обитания и производственной среды, а также использовании современных методов предупреждения опасностей и минимизации рисков, связанных с деятельностью человека; • способностей к идентифицикации опасностей и оценке рисков в сфере своей профессиональной деятельности; • знаний, умений и навыков в области обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих лиц при возникновении ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью, включая аварии, катастрофы, стихийные бедствия, применение современных средств поражения и другие, а также о мерах по ликвидации их последствий; • мировоззрения и культуры безопасности с рассмотрением в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека риск-ориентированного подхода и здоровьесберегающих моделей поведения в различных условиях, угрожающих жизни и здоровью, включая экстремальные; • готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; • навыков оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности человека; • мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности. 2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности; 3. обеспечение инновационного характера образовательной и научной деятельности студентов; 4. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала, удовлетворения потребности в профессиональном образовании, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии.
  • Экотоксикология. Основы анализа экологического риска
    Целью освоения дисциплины "Экотоксикология. Основы анализа экологического риска" является формирование базовых знаний: о токсических эффектах химических веществ на живые организмы, на популяции организмов и биоценозы, входящие в состав экосистем; о современных концептуальных основах и методологических подходах к анализу экологических рисков как средству прогностической оценки последствий воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду с выходом на управление риском. Задачи освоения дисциплины "Экотоксикология. Основы анализа экологического риска": 1. формирование системы: - знаний об источниках и поведении экотоксикантов в окружающей среде, их дрейфе, аккумуляции, биоконцентрировании, трансформации, детоксикации и экскреции в различных биосистемах; - знаний о токсических эффектах и механизмах воздействия химических веществ на живые организмы, преимущественно на популяции организмов и биоценозы, входящие в состав экосистем; - знаний о реакциях биосистем на воздействие токсикантов с акцентом на оценку реакций популяций и сообществ; - знаний об общих закономерностях и физиологических механизмах адаптации организма человека к различным условиям окружающей среды, о влиянии природных и социальных факторов на человека и его здоровье; о принципах регламентации загрязняющих веществ; - знаний об основных этапах анализа экологических рисков; - умений проведения процедуры оценки экологического риска, включая идентификацию опасности, оценку зависимости "доза ; эффект" и экспозиции, характеристику риска; - представлений о принципах организации и функционирования системы информационно-аналитического обеспечения деятельности по определению приоритетных направлений снижения экологического риска с выходом на разработку научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений; 2. полноценная базовая подготовка бакалавра, позволяющая продолжить образование в магистратуре для последующей практической и научной деятельности в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды; 3. приобретение навыков самостоятельной поисковой и аналитической работы со специальной литературой и справочными материалами; 4. обеспечение инновационного характера своей образовательной, научной и экологической деятельности; 5. развитие общей экологической культуры личности и совершенствование профессиональной культуры через ознакомление с основами научно-прикладного направления экологических знаний; 6. создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала.

Дополнительная информация:

В 1983 году окончил с отличием Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт по специальности "санитарно-гигиеническое дело". С 1983 г. работал врачом-эпидемиологом, с 1991 г. по  март 2005 г. - заведующим отделом социально-гигиенического мониторинга центра госудаственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Таганроге. С апреля 2005 г. по октябрь 2014 г. - профессор кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ. С ноября 2014 г. и по настоящее время работаю профессором института нанотехнологий, электроники и приборостроения ЮФУ, кафедра техносферной безопасности и химии.

22.05.1997 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: "Оценка и прогнозирование влияния антропотехногенного загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения как элемент социально-гигиенического мониторинга" по специальности 14.00.07 ; Гигиена.

20.09.2001 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему: "Методология оценки реального риска в системе гигиенической безопасности" по специальности 14.00.07 ; Гигиена.

Область научных интересов: экология человека, эпидемиология неинфекционных и инфекционных заболеваний, экологическая эпидемиология, гигиена окружающей среды, методы эпидемиологического анализа, анализ экологического риска, оценка риска здоровью населения, статистические методы исследования.

Основные публикации:

1. Марченко, Б. И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования : Монография / Б. И. Марченко. ; Таганрог: издательство "Сфинкс", 1997. ; 432 с.

2. Марченко, Б. И. Метод интегральной оценки состояния здоровья при ведении социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко // Гигиена: прошлое, настоящее, будущее: Научные труды Федерального научного центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. ; Москва, 2001. ; Выпуск 1. ; С. 124-126. (перечень ВАК)

3. Марченко, Б. И. Гигиенический мониторинг загрязнения воздушной среды с применением методов геокодирования информации / Б. И. Марченко, И. П. Егорова, Г. В. Масляева // Благополучная среда обитания ; залог здоровья населения: Научные труды Федерального научного центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. ; Воронеж, 2004. ; Выпуск 12.; С. 165-169. (перечень ВАК)

4. Марченко, Б. И. Гигиеническая оценка антропотехногенной нагрузки на атмосферный воздух в зоне влияния крупного предприятия энергетического машиностроения / Б. И. Марченко, Г. В. Масляева, И. М. Иванников // Здоровье населения и среда обитания. ; 2011. ; N 7 (220). ; С. 34-36. (перечень ВАК)

5. Марченко, Б. И. Некоторые подходы к динамическому наблюдению за состоянием здоровья населения промышленного города в системе социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко, Г. В. Масляева, И. Ю. Иванникова, Ю. А. Еременко // Здоровье населения и среда обитания. ; 2011. ; N 11 (220). ; С. 37-40. (перечень ВАК)

6. Марченко, Б. И. Состояние здоровья городских и сельских школьников по результатам профилактических осмотров / Б. И. Марченко, Л. Б. Дыхан, Л. А. Дерябкина // Валеология. ; 2015. ; N 2. ; С. 18-28. (перечень ВАК)

7. Марченко, Б. И. Опыт изучения онкологической заболеваемости и смертности при ведении социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Анализ риска здоровью. ; 2015. ; N 2 (10). ; С. 31-37. (перечень ВАК)

8. Марченко, Б. И. Применение многомерных статистических методов в задачах совершенствования информационно-аналитического обеспечения системы социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Л. В. Софяникова, Ю. А. Синельникова // Здоровье населения и среда обитания. ; 2015. ; N 7 (268). ; С. 4-8. (перечень ВАК)

10. Марченко, Б. И. Применение комплексной оценки состояния здоровья населения в задачах совершенствования системы социально-гигиенического мониторинга / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Гигиена и санитария. ; 2016. ; Т. 95. ; N 10. ; С. 980-985. (база SCOPUS)

11. Марченко Б.И. Результаты мониторинга врожденных пороков развития у детей Ростовской области / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Гигиена и санитария. ; 2017. ; Т. 95. ; N 11. ; С. 1064-1069. (база SCOPUS)

12. Марченко Б.И. Химическое загрязнение почв города Таганрога как фактор риска для здоровья населения / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Л.А. Дерябкина, Ю. А. Синельникова // Анализ риска здоровью. ; 2017. ; N 1. ; С. 13-20. (перечень ВАК)

13. Марченко Б.И. Многомерный анализ структуры и долевого вклада потенциальных факторов риска при злокачественных новообразованиях трахеи, бронхов и легкого / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова // Анализ риска здоровью. ; 2017. ; N 1. ; С. 47-55. (перечень ВАК)

14. Марченко Б.И. Анализ демографической ситуации в задачах изучения эколого-гигиенических и социально-экономических детерминант здоровья населения / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Ю. А. Синельникова, Н.В. Мухин // Здоровье населения и среда обитания. ; 2017. ; N 3 (288). ; С. 11-17. (перечень ВАК)

15. Марченко Б.И. Современные эпидемиологические особенности онкологической заболеваемости населения Ростовской области / Б. И. Марченко, Г. Т. Айдинов, Е. В. Ковалев // Здоровье населения и среда обитания. ; 2017. ; N 11 (296). ; С. 7-15. (перечень ВАК)

16. Марченко Б.И. Эколого-гигиеническая оценка результатов мониторинга качества почв селитебных и рекреационных территорий в городе Таганроге / Б. И. Марченко, Л. А. Дерябкина // Валеология. ; 2017. ; N 4. ; С. 74-84. (перечень ВАК)

17. Марченко Б.И. Острые отравления химической этиологии как показатель системы социально-гигиенического мониторинга в Ростовской области /  Б.И. Марченко, Г.Т. Айдинов, , Ю.А. Синельникова // Гигиена и санитария. ; 2018. Т. 97, N 3. С. 297-303. (база SCOPUS)


Учебно-методические ресурсы